Земельный контроль в России появился в 1861 году во время крестьянской реформы. В советское время вся земля была государственной, и контроль за ней тоже осуществляло государство. Эта система работала стабильно до 1917 года, даже несмотря на реформы 1906 года.
В 1922 году Земельный кодекс РСФСР установил, что государство распоряжается землей, учитывает ее и контролирует использование. В 70–80-е годы XX века этим занимались 18 министерств и ведомств. С конца 80-х годов органы управления землей неоднократно реформировались.
В разные годы земельный контроль осуществляли различные государственные комитеты и агентства. В 2001 году принят новый Земельный кодекс, а в 2002 году – положение о государственном земельном контроле, который перешел в ведение Федеральной службы земельного кадастра. В 2004 году контроль передали Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости, а в 2006 году распределили полномочия между несколькими ведомствами.
В 2009 году функции контроля передали Росреестру.
До недавнего времени существовала единственная форма земельного надзора - проверка. Для ее проведения нужны были основания. Перечень таких оснований был закрытым, а нарушения требований законодательства, надзор за соблюдением которых возложен на Росреестр, как правило, не создают угрозы и не вызывают последствий, которые позволяли бы инициировать проведение внеплановых проверок.
Новыми положениями Земельного кодекса Российской Федерации, вступившими в силу с 1 января 2015 года, введен институт административного обследования объектов земельных отношений, Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 251 утверждены Правила проведения административного обследования объектов земельных отношений. Также разработана система автоматизации, которая помогает инспекторам анализировать данные и выявлять нарушения.
Кроме того, регионы получили право устанавливать правила муниципального земельного контроля. Важным изменением стало ужесточение штрафов за нарушение земельного законодательства.
За последние два десятилетия в России произошли значительные изменения в сфере государственного земельного надзора, направленные на усиление и расширение полномочий контролирующих органов. Ниже представлена таблица, отражающая ключевые этапы ужесточения и увеличения полномочий в области земельного контроля, направленные на повышение эффективности контроля за использованием земельных ресурсов.
2001 год
2002 год
2004 год
2006 год
2008 год
2009 год
2015 год
2016 год
2017 год
2021 год
2022 год
2023 год
2025 год
Постоянные изменения в законодательстве позволяют органам земельного надзора оперативнее реагировать на нарушения и усиливают контроль за использованием земель.
В 1922 году Земельный кодекс РСФСР установил, что государство распоряжается землей, учитывает ее и контролирует использование. В 70–80-е годы XX века этим занимались 18 министерств и ведомств. С конца 80-х годов органы управления землей неоднократно реформировались.
В разные годы земельный контроль осуществляли различные государственные комитеты и агентства. В 2001 году принят новый Земельный кодекс, а в 2002 году – положение о государственном земельном контроле, который перешел в ведение Федеральной службы земельного кадастра. В 2004 году контроль передали Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости, а в 2006 году распределили полномочия между несколькими ведомствами.
В 2009 году функции контроля передали Росреестру.
До недавнего времени существовала единственная форма земельного надзора - проверка. Для ее проведения нужны были основания. Перечень таких оснований был закрытым, а нарушения требований законодательства, надзор за соблюдением которых возложен на Росреестр, как правило, не создают угрозы и не вызывают последствий, которые позволяли бы инициировать проведение внеплановых проверок.
Новыми положениями Земельного кодекса Российской Федерации, вступившими в силу с 1 января 2015 года, введен институт административного обследования объектов земельных отношений, Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 251 утверждены Правила проведения административного обследования объектов земельных отношений. Также разработана система автоматизации, которая помогает инспекторам анализировать данные и выявлять нарушения.
Кроме того, регионы получили право устанавливать правила муниципального земельного контроля. Важным изменением стало ужесточение штрафов за нарушение земельного законодательства.
За последние два десятилетия в России произошли значительные изменения в сфере государственного земельного надзора, направленные на усиление и расширение полномочий контролирующих органов. Ниже представлена таблица, отражающая ключевые этапы ужесточения и увеличения полномочий в области земельного контроля, направленные на повышение эффективности контроля за использованием земельных ресурсов.
2001 год
- Принятие нового Земельного кодекса РФ
- Установлены основы государственного земельного надзора и контроля.
2002 год
- Постановление Правительства РФ № 833
- Закрепление полномочий по осуществлению земельного контроля за Федеральной службой земельного кадастра России.
2004 год
- Указ Президента РФ № 314
- Преобразование Федеральной службы земельного кадастра в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости с расширением функций контроля
2006 год
- Постановление Правительства РФ № 689
- Введение комплексного подхода к государственному земельному контролю с распределением полномочий между несколькими федеральными службами.
2008 год
- Указ Президента РФ № 1847
- Создание Росреестра с передачей ему функций государственного земельного надзора.
2009 год
- Вступление в силу Федерального закона № 294-ФЗ
- Регламентация процедур государственного и муниципального контроля, включая земельный надзор.
2015 год
- Вступление в силу Федерального закона № 234-ФЗ
- Совершенствование системы государственного земельного надзора и введение административного обследования объектов земельных отношений.
2016 год
- Внедрение АИС "Госземнадзор"
- Федеральный закон от 29.12.2015 № 390-ФЗ
- Автоматизация процессов планирования и проведения проверок с использованием данных дистанционного зондирования Земли. Ужесточение контроля за использованием земель, введение штрафов за нецелевое использование.
2017 год
- Постановление Правительства РФ от 22.12.2017 № 1575
- Разработка электронных сервисов для подачи заявок на проверку использования земель.
2021 год
- Федеральный закон от 24.07.2020 № 278-ФЗ
- Модернизация кадастровой системы, обязательные проверки и обновление данных по кадастровым объектам.
2022 год
- Федеральный закон от 02.08.2022 № 323-ФЗ
- Введение требований по соблюдению использования земель сельскохозяйственного назначения, запрет на их застройку.
2023 год
- Увеличение количества контрольных мероприятий
- Постановление Правительства РФ от 14.03.2023 № 266
- Проведено 238 007 мероприятий, что на 50 481 больше по сравнению с предыдущим годом, с активным использованием дистанционных методов контроля.
- Внедрение спутникового мониторинга и геоинформационных систем для выявления нарушений.
2025 год
- Вступление в силу Федерального закона № 487-ФЗ с 01.03.2025
- Предписание об устранении выявленного нарушения может быть выдано по итогам такого мероприятия земельного контроля (надзора) как наблюдение, то есть проводимого без участия контролируемого лица (например, посредством видео- или фотофиксации). Ранее такая возможность не была предусмотрена.
Постоянные изменения в законодательстве позволяют органам земельного надзора оперативнее реагировать на нарушения и усиливают контроль за использованием земель.
Свяжитесь с нами:
Право на склад
Тел.: 8 960 048 30 41, 8 927 093 22 64 (WhatsApp)
Почта: pravonasklad@yandex.ru